Что читать, если вы родитель?

Если стать родителем довольно просто, то быть родителем — задача повышенного уровня сложности. Родительские инстинкты, безусловно, помогают — но лишь до тех пор, пока речь не заходит о воспитании. Дальше начинается сплошная неразбериха. Чтобы как-то справиться с возникающими целыми пачками вопросами, родители используют все доступные средства — интернет-форумы, опыт бабушек и дедушек, интуицию и литературу для родителей. Об этом последнем пункте мы сегодня поговорим во всех подробностях.  

Когда ничего не понятно

Доподлинно известно, что у детёныша человека самый продолжительный период детства и отрочества. Некоторые особи не покидают родительское гнездо до тридцати лет, а иные и вовсе предпочитают жить с родителями всю жизнь.

В этом замешаны эволюционные механизмы. В какой-то момент мы выяснили, что гораздо лучше инвестировать время и внимание в небольшое количество отпрысков, каждый из которых в итоге вырастет хорошо приспособленным к жизни умницей и будет способен постоять за себя (это так называемая K-стратегия).

В итоге период ухаживания за потомством растянулся на долгие годы. В переводе на человеческий язык это значит, что прежде чем ребёнок станет самостоятельным, его нужно обучить великому множеству вещей. В переводе на язык родителей это означает огромное количество стресса и бесконечные вопрошания на тему «Хороший ли я родитель?».

Книги для взрослых

(Иточник картинки: https://www.flickr.com/photos/the_sorrowful_wife/6842100546/sizes/l)

В мире, где выживание любой ценой — уже не первоочередная задача, родитель сталкивается со множеством других проблем:

  1. Как воспитать ребёнка, не травмировав его?

  2. Возможно ли это в принципе?

  3. Какой стратегии воспитания придерживаться?

  4. В каком возрасте и чему стоит учить ребёнка?

  5. Есть ли специальные методики, позволяющие вырастить гения?

  6. Так ли важно вырастить из ребёнка гения?

  7. Можно ли повышать на ребёнка голос?

И это только часть того, что волнует родителей — есть и множество других, не менее интересных и сложных вопросов.

Разумеется, попытки найти на них ответы предпринимались не единожды — и подчас некоторые из этих попыток переворачивали взгляды на родительство. Вспомним хотя бы знаменитую книгу «Эмиль», ставшую своего рода библией воспитания просвещённой аристократии:

«Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом,— мне все равно. Прежде звания родителей природа зовет его к человеческой жизни. Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он не будет — соглашаюсь в этом — ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае надобности, так же хорошо, как и всякий другой, и, как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».

С 1762 года, когда «Эмиль» впервые увидел свет, прошло уже почти 260 лет, за время которых «родительская» библиотека пополнилась не одним десятком томов.

Счастья, здоровья, успехов в учёбе

Если разрешить себе вредные в целом обобщения, можно сказать, что вся литература для родителей, по большому счёту, отвечает на один главный вопрос — как вырастить ребёнка счастливым.

Это непраздный вопрос, особенно если принять во внимание то, что родители в своих подходах как правило склонны воспроизводить те схемы, фразы и приёмы, которые когда-то применяли к ним. Вспомним хотя бы несколько типичных заявлений:

— Если ты будешь себя хорошо вести, то… (Это шантаж.)

— Как тебе не стыдно! (Это манипуляция.)

— Почему все (любое прилагательное или глагол совершенного вида), а ты нет? (Это претензия, лишённая для ребёнка какого бы то ни было смысла, иначе как унизить его.)

— Потому что я так сказал(а). (Это заявление, фактически утверждающее авторитет родителя на основании его физического превосходства.)

— Я ради тебя (любой глагол в настоящем продолженном времени). (Это нагружает ребёнка ответственностью, о которой он не просил и с которой едва ли готов встретиться.)

Книги для взрослых

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/ekraz/8012201517/sizes/l)

Таких фраз десятки, и едва ли мы в полной мере осознаём, что за ними стоит, когда используем их — это происходит автоматически, машинально. Некоторые «родительские» реплики живут в поколениях.

Все они, как и литература для родителей, были когда-то изобретены для того, чтобы определённым образом направить ребёнка по пути, который считается родителем оптимальным. Отличие литературы от подобных фраз — в том, что вопрос об оптимальности того или иного пути был отрефлексирован.

Так, например, один из самых известных «родительских» авторов — Юлия Борисовна Гиппенрейтер — в своих книгах объясняет, почему для ребёнка важно быть не только воспитателем и авторитетом, но в первую очередь — близким и любящим их человеком, который умеет слышать и с которым можно поговорить. Эта на первый взгляд очевидная идея для огромного количества родителей, выросших в рамках «надо» и «должен», стала революционной.

Sic itur ad astra

Пожалуй, самый большой родительский соблазн — сделать детей заложниками придуманных ими же, родителями, целей. Классический пример — девочка, которую отправляют заниматься художественной гимнастикой «за маму». Или же ребёнок, которого с детства натаскивают на «успех» (что бы это ни значило), потому что «папа всего добился сам».

Многие книги, написанные родителями для родителей, берут в качестве идеальной модели воспитания именно этот «прицел на успех», и хорошо бы об этом помнить, выбирая себе «пособие по родительству».

К примеру, в книге Эми Чуа с громким во всех отношениях названием «Боевой гимн матери-тигрицы» проповедуется неоднозначный взгляд на ребёнка как на существо, которое должно выполнять все поставленные перед ним взрослыми задачи, и делать это максимально хорошо. Вот наиболее характерная цитата:

«Китайские родители требуют высших оценок, поскольку уверены: дети способны их получать. Если же хороших оценок так и нет, родители начинают думать, что ребёнок работает недостаточно много и тяжело. Вот почему такого ребёнка всегда будут наказывать, критиковать и стыдить. Китайские родители уверены, что в их детях достаточно сил, чтобы пережить унижение и стать лучше».

К этой, как и к любой другой системе воспитания, довольно сложно применить конкретные критерии оценки без множества оговорок, поэтому лучший совет, который можно дать родителю, готовому очароваться новым автором, — всегда помнить, что это лишь одно из мнений. А также задаться вопросом, что для него, родителя, в воспитании ребёнка является главной ценностью — успех любой ценой (и тогда, опять же, определиться с критериями этого самого успеха) или же что-то ещё.

Что почитать?

Оказывась у книжной полки — в магазине или библиотеке — не так-то просто сориентироваться в том, что именно стоит прочтения. Безусловно, можно отправиться в интернет и проштудировать десяток списков литературы, составленных теми, кто уже сталкивался с похожей проблемой и решил её. Наверняка какие-то из перечисленных в них авторов будут пересекаться, что и станет косвенной их рекомендацией.

Психолог Ксения Николаевна предлагает альтернативный способ выбора литературы.

«Я бы рекомендовала родителям при выборе литературы, на которую им хочется опираться, выбирать не литературу, а людей. Что я имею в виду?

В тот сакраментальный день, когда родителю захочется купить книгу о воспитании, ему стоит сесть и подумать: а какие люди вокруг меня — крутые родители? Кого я считаю хорошим воспитателем? Кто для меня является тем человеком, на которого мне хотелось бы ориентироваться в смысле родительства? На кого я хотел бы быть похож?

И затем я предложила бы позвонить этому человеку. А дальше всё зависит от того, как далеко родителя заведёт этот звонок. Можно спросить у выбранного человека совета про книги, которые он считает по теме родительства, — те книги, с которыми он согласен. Может, такие книги будут названы, но может, и нет. А может, этот звонок приведёт к тому, что звонящему родителю удастся поговорить со своим хорошим собеседником на какую-то беспокоющую его тему», — объясняет Ксения Николаевна.

По мнению психолога, «родительская» литература — чаще всего ответ на внутреннее беспокойство.

«Скорее всего, желание прочитать книгу про родительство не возникло просто так. Родитель, который полностью уверен в том что он делает, родитель, у которого нет сомнений и переживаний на счёт своей родительской роли, вряд ли обнаружит у себя желание купить книгу про родительство. Впрочем, такой родитель, скорее всего, не существует —  но далеко не все из беспокоящихся пользуются вариантом «купить книгу».

И возможно, вместо того, чтобы купить книгу, можно просто поговорить с человеком, которого вы считаете авторитетным родителем, и задать ему вопросы, которые вас беспокоят. Если же подходящего человека не нашлось или если вы стесняетесь говорить на подобные темы с посторонним человеком, свои вопросы имеет смысл адресовать психологу (наряду с вопросом о том, почему, собственно, вы испытываете неуверенность в себе как родитель)».

Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/paukrus/4118734380/sizes/o/)

Мудрая сова 30 ноября 2018