Поговорка “делу время, потехе час” в переводе на школьный язык звучит примерно так: “Сначала сделаешь домашку, потом можешь идти гулять/играть в компьютерные игры/в гости к Толику”. Учебный долг спустя годы после того, как заветы Ильича были основой повседневности, по-прежнему кажется священным. А если и не священным, то по меньшей мере первостепенным. Почему так — и правильно ли это?

Сегодня подробно рассказываем о главном школьном ритуале — подготовке домашних заданий.

Ничего личного, только статистика

Мы ещё поговорим о том, для чего нужны домашние задания. Начать же хочется с цифр — цифры, как известно, упрямее всего на свете.

Джеральд Ле Тандр, профессор Государственного Университета штата Пенсильвания, заинтересовался корреляцией между объёмом домашних заданий и другими сферами жизни школьника. Исследования продолжались в течение десяти лет, а в поле внимание профессора и его команды попали 59 стран.  Результаты оказались довольно интересными.

  1. Во-первых, выяснилось, что максимальное количество домашних заданий получают школьники из стран с низкими доходами и существенным социальным неравенством.
  2. Во-вторых, в странах с самыми высокими образовательными рейтингами (Гонконг, Тайвань, Япония), как выяснилось, школьники получают в целом меньше домашних заданий, чем в других странах. А в Нидерландах, входящих в топ-10% по математике, пятая часть четвероклассников вообще не получают заданий на дом.
  3. В-третьих, десятая часть школьников по всему миру перегружена домашними заданиями — иными словами, на выполнение “домашки” они тратят по нескольку часов в день.
Домомучения

И тут самое время вспомнить о другой стороне медали. Правильнее было бы сказать, о других частях тела: пока голова, работающая над решением задач, занята, всё тело вынуждено терпеть, когда же всё закончится. Чем это чревато?

Как показывают эмпирические исследования, целой кипой последствий. Чрезмерное количество “домашки” влечёт за собой:

Разумеется, понятие “чрезмерный” варьируется в зависимости от возраста. Так, для младших школьников “чрезмерной” будет получасовая самоподготовка: такая продолжительность выполнения домашних заданий уже способна повлиять на состояние здоровья учащегося.

Зачем вы так?

Сам собой возникает вопрос: если всем от этого плохо, почему так всё устроено?

Объёмные домашние задания — это издержки методически неправильно составленной образовательной программы, не учитывающей ни переполненные классы, ни разные базовые и индивидуальные особенности учащихся, — отмечает логопед, преподаватель Ассоциации репетиторов Лариса Мусабиевна. — Местами просто нелепица…”.

Среди участников  дискуссии “Зачем нужны домашние задания” на сайте The Question нашлись разные мнения относительно предмета обсуждения. Преподаватель математики Дарья Данилина, оговорившись, что “минусы есть, но плюсов больше во много раз”, перечислила основные:

  1. Стимулирование познавательного интереса.
  2. Развитие самостоятельности.
  3. Домашние задания помогают ребенку рассуждать.
  4. Обучение тайм-менеджменту.
  5. Закрепление полученных знаний.>
Домомучения

К слову, бывший президент Франции Франсуа Олланд в 2012 году предлагал вовсе отменить домашние задания в школах. По всей видимости, все вышеперечисленные пункты не казались ему чем-то самоочевидным.

Однако Ле Тандр, автор вышеупомянутого исследования, придерживается другой позиции. По мнению учёного, главная задача — пересмотреть сам подход к домашним заданиям в школе.

Подозреваю, что домашние задания – самое простое решение для учителей: они должны выполнять обязательные требования по программе, не имея власти над этой программой и времени на планирование, и домашняя работа становится способом нагнать то, что не успели в классе. Но то, что младшим школьникам по всему миру приходится справляться с объемными заданиями, может в долгосрочной перспективе повлиять на их академические успехи», – считает профессор.

По мнению Ларисы Мусабиевны, объём домашних заданий действительно связан скорее с “успеваемостью” учителя.

“Объективно учитель не успевает отработать материал, что называется, "всё и со всеми отдельно”. Здесь уже можно говорить о дозированности домашних заданий (в мечтах хотелось бы " подружить" разработчиков и педагогов с требованиями СанПиНа.)

И должны же соблюдаться хоть какие-то  требования к домашним заданиям? Логично было бы, если бы они соответствовали этапу закрепления новой темы, чтобы ребёнок самостоятельно ? показал уровень усвоенности материала. Или не показал — и  в таком случае учитель строит свою дальнейшую работу с учётом этого…Если дело так пойдёт, то предлагаю лозунг: "Родителей за парты,  доплачивать им же за обучение своих детей!".

Слово о самостоятельности

Если совсем честно, то единственное, что может побудить ребёнка учиться, — это любопытство. Детям свойственно хотеть докапываться до истины во что бы то ни стало, а многочисленные “почему” способны поставить родителей перед кризисом осознания собственной некомпетентности в базовых вопросах бытия.

Домомучения

Но если ещё честнее, принцип, положенный в основу школьного образования, гласит не “найди ответы на все вопросы!”, а “учись!”. И обязанность школьника, таким образом, — учиться, а не удовлетворять своё любопытство.

Процесс “обучения” предполагает некую последовательность, монотонность — и почему-то само собой разумеется, что ребёнок должен это покорно принимать, более того, принимать с благодарностью. И если организация школьных занятий — предмет для дискуссий, то организация внешкольного времени с учётом школьных требований — просто странная аномалия, много лет подряд воспринимающаяся в качестве нормы.

“Домашние задания —  это то, что делает и детей, и родителей несчастными за всё время обучения в школе. Это постоянный стресс, неприятие и отвращение к школе”, — считает Лариса Мусабиевна.

И самый “интересный” момент, разумеется — контроль. Домашние задания как бы должны быть выполнены, и следить за этим косвенно предлагается родителям.

Конечно, следить за выполнением домашних заданий родители должны, но на уровне: “Д/з выполнил? Покажи. Умничка!!!”, — считает Лариса Мусабиевна.

В остальном же “домашка” — сфера ответственности ребёнка. И если вам так не кажется, то самое время снизить уровень тревоги. Как?

  1. Результат — не ваша головная боль. Правда. Мы все учились в школе и все старались по мере сил. То же предстоит и вашему ребёнку. Ему, а не вам.
  2. Принимайте неуспехи и неуспехи стоически. Хвалить за “пятёрки” легко, а вот принять как данность то, что полученная “двойка” не свидетельствует о падении моральных качеств ребёнка, уже посложнее. Но это важно. А оценки — совсем нет.
  3. Покажите, что домашнее задание может быть интересным. Лучший способ мотивации, как известно, — найти собственную точку интереса. Если ребёнок упорно чурается литературы, попробуйте найти угол, с которого этот предмет стал бы интересным. Кто знает, может, путь к заинтересованности лежит через экранизации литературных произведений?
  4. Любить всегда, любить везде. Главная задача родителя (присядьте, это может быть неожиданным) — любить ребёнка. На самом деле, единственное существо в мире, которое будет любить и принимать его таким, какой он есть, — это вы. А критика и недовольство — область учителя. К нему можно прислушиваться, с ним можно сотрудничать, но не забывая главного: сделанная домашка — совсем не то же самое, что “ты молодец” и “вот теперь тебя хвалю я”.
  5. Свободное время — в том числе и время с родителями. Время, которое ребёнок проводит за выполнением домашних заданий, — это не то время, которое он проводит с вами. То есть, чисто технически бывает именно так, но ведь тогда ваша роль сводится к роли надзирателя. Если вы делаете уроки вместе с ребёнком, постарайтесь перестать заниматься этим как можно скорее. Проведите эксперимент: предложите ребёнку делать задания самостоятельно, поймите, где ваша помощь действительно нужна, наймите репетитора, если с каким-то предметом действительно есть сложности, — и смело перемещайтесь в другую область: разговоров, семейных кинопросмотров, прогулок, развлечений и так далее.
Домомучения

А самое главное — не забывать ни на минуту о том, что было по-настоящему важно для вас в вашем становлении взрослым и самостоятельным. И если выяснится, что это были выполненные домашние задания и оценки за них — что ж, возможно, этот вариант не столь универсален, как вам могло бы показаться.

Мудрая сова 24 ноября 2017